О важной проблеме обществоведческого образования
Вот не про учебники, не про содержание курса или часы на него я сегодня буду говорить. А про кадры.
С «классическими» предметами всё понятно и однозначно - историк ведёт историю, физик - физику. К преподаванию обществознания же привлекаются историки, географы, философы, лингвисты и много кто ещё. А ведь курс обществознания включает в себя правовые, экономические, социологические, философские и политологические вопросы. В вузах по историческим направлениям подготовки обществоведческие проблемы студентам - будущим педагогам раскрываются не всегда должным образом. Я, например, обучавшись на истфаке ЛГПУ, получил хорошую историческую подготовку, но вот с обществознанием и методикой её преподавания не так уж и задалось.
Хуже - что и к проверке ЕГЭ тоже могут привлекаться специалисты из разных областей. Например, в списке членов предметных комиссий ЕГЭ по обществозанию прошлых лет в Липецкой области я обнаружил даже «технарей» по базовому образованию, преподающих в вузе гуманитарные дисциплины с (а иногда и без) кандидатскими степенями по философии, экономике и т.п. Да, такое возможно. Для получения статуса эксперта (см. региональные положения об предметных комиссиях) требуются только высшее образование (неважно какое!), опыт работы в сфере образования не менее трёх лет (не в области проверяемого предмета, а просто опыт!), наличие документа о повышении квалификации в области оценки экзаменационных работ не менее 18 часов (всего лишь 18 часов!).
При всём уважении к коллегам - могут ли они одинаково качественно оценить ответы по праву, политологии, экономике и т.д.? Особенно если учащийся олимпиадного уровня и знает больше в конкретной области, чем сам эксперт? Гуманитарные знания ведь многогранны, и олимпиадник, например, по праву, наверное, и правда может знать больше именно в этой отрасли, чем кандидат экономических наук с техническим или экономическим базовым образованием.
Нам пора наводить порядок в этой сфере. Экспертов пора отбирать по конкурсу со строгим соответствием базового образования проверяемому предмету, с многолетним опытом преподавания именно этого предмета. Я столько раз сталкивался со странностями в оценках экзаменационных работ. Завтра расскажу о «ляпах» подробнее.
Теги: #образование #вузы