Медфакультеты в немедицинских вузах - закрывать?
6 мая в МГУ состоится дискуссия с участием министра науки и высшего образования о медицинском образовании в классических вузах. Навеяно недавними спорами в ГосДуме о качестве медицинского образования в немедицинских университетах.
А ведь проблема гораздо шире. Открыть, закрыть и вновь открыть медфак - дело не такое уж сложное. И не принадлежностью к вузу конкретного факультета определяется качество образования. А наличием научных школ, традиций, преемственности поколений учёных-исследователей.
Научные школы нужны в любой науке. И не надо мне говорить о том, что гуманитарное знание наукой не является! Та же педагогика. Можно строить образовательную систему страны по наитию, а можно - на основе исследований лучших форм, методов, инструментов образовательной деятельности. И это не просто книжки почитать. Это значит жить научной проблемой, общаться в кругу так же «озабоченных», дискутировать и искать истину.
При отсутствии научных школ будет высшее образование на должном уровне? Вряд ли. Разрозненные с точки зрения научных интересов преподаватели превратятся в большинстве случаев в школьных учителей, преподающих предмет по книжкам, которые прочитали сами недавно. Почему тогда взялись только за медицину? Это понятно - пробелы в образовании медиков слишком опасные. Последствия пробелов в подготовке тех же педагогов можно «закрасить» репетиторами.
Никто не запрещает сформировать научную школу по медицине в классическом или даже отраслевом немедицинском вузе. Сделать это, правда, непросто. Для формирования научной школы необходимы академические свободы: свобода творчества, дискуссий, выборность ректоров, деканов, завкафедрами и минимум бюрократии. Ректоры, деканы, заведующие кафедрами должны быть наиболее авторитетными исследователями, учёными, основателями научных школ. Эффективные менеджеры, порождённые ими планы, отчёты, излишняя технологичность, пиар на пустом месте - науке и высшему образованию чужды. Это хорошо понимал ещё Александр II, даровавший университетам академические свободы.
Нам надо думать не об открытии и закрытии медфаков в вузах, а о сохранении и развитии научных школ. Для этого необходимы тотальная дебюрократизация, отмена большинства пустых цифр, реальная выборность руководителей вузов, деканов и завкафедрами на конкурентных выборах, нормальные бессрочные трудовые договоры преподавателей с гарантиями свободы научного творчества. Главным гарантом качества образования должна стать личность преподавателя-исследователя - свободная, творческая, действующая во благо своей страны и студентов. А не цифры и эффективные менеджеры.
Теги: #вузы #образование