Добро пожаловать, или оценкам вход воспрещён
Липецк - впереди планеты всей по реализации гуманистической парадигмы в системе образования. Корень зла - оценки и школьная форма. Спасибо замглавы администрации области Анатолию Якутину за идею. Только вот системный ли это подход?
Да, советская школа известна своими репрессивно-оценочными механизмами, подавлением индивидуализма в угоду коллективизму. Они вполне вписывались в особенности того времени и были очень эффективными. Новый век - новые тенденции.
Не будет больше отметок и школьной формы. Хотя - строгой формы и так в большинстве школ и так не было.
Оценки (а точнее, отметки - это, наверное, имеют ввиду авторы реформы) - очень сложный инструмент в руках учителя, который может стимулировать учащегося, равно как и подавлять его личность. В оценке и отметке всегда два компонента - воспитательный (предполагает сравнение с собой в прошлом, т.е. оценивание прогресса, усердия и т.п.) и рейтинговый (предполагает сравнение учащегося с одноклассниками или знаниевыми, компетентностными моделями из стандартов).
Оценивание - зачастую самый трудный и в психологическом, и в технологическом плане процесс для учителя и учащегося. Только вот надо ли от него безусловно сразу отказаться?
Эффективное обучение возможно двумя путями - внутреннее воздействие через личность учителя, через его пример жизни, любовь к предмету и профессии, к учащимся, и внешнее - как раз с помощью оценок и отметок. Да, первый путь прекрасен - только он требует более или менее лояльного отношения самого учащегося к предмету и школе, и, главное - Личность учителя. И не зря с большой буквы я написал это здесь.
Может ли на уроках учитель быть Личностью, если он задавлен большим количеством бумаг (зачастую бессмысленных), отчётов, необходимостью прийти на выборы или подобные мероприятия и стимулировать к этому родителей своих учащихся? Не думаю.
А может мы сначала вернём в школы Личность учителя? Например, ограничим количество бумаг-отчётов, запретим политику и любое воздействие административных структур, не связанных с образованием, в школах? Или, что ещё лучше, сформируем элементы учительского самоуправления? А уже потом и реформируем систему оценивания. Ведь воспитательный компонент оценок и отметок же можно оставить? В нём же больше стимулов, нежели репрессий.
Можно ли сейчас отобрать инструмент внешнего воздействия на учащегося у учителя, возможности проявления личности которого весьма ограничены требованиями школы?
Как известно, отдельными резкими шагами систему можно легко сломать, но реформировать её получится только на основе системного подхода.